На Пасху. Иеромонах Мефодий

Пасхальные беседы и проповеди
Пасхальные послания


на головную страницу сайта






Пасхальный период из сборника "Пред очами Божией Правды". (Сборник впервые издан в Харбине в 1942 году.)

 

Проповеди в Пасхальный период

Пасха. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..."

Кончилось тяжкое время торжества злобы и тьмы, загорелось Солнце Воскресения. И ученики Христовы, испуганные, бежавшие в страшный день Распятия, со смущением и трепетом уже слышат первую весть о том, что казалось невозможным, о том, что - восстал Господь из Гроба.

И муки, и гонения, смерть мученическая еще предстояли апостолам. Но уже никогда больше не будет у них той скорби, того ужаса, которые владели душой их в ночь Распятия Христова. Ибо всякая скорбь, всякая мука и самая смерть освещаются и побеждаются светом Воскресения Христова.

И в наше время, мучительнейшее, быть может, из всех времен, среди скорби и муки так же ярко сияет свет Христов. Свет Пасхальной Радости. И каждый христианин может зажечь этой радостью душу свою в святую Пасхальную ночь, чтобы осветить ею всю жизнь свою.

"Христос царствует во веки!" - восклицали мученики христианские, идя на муки, на смерть. И среди зла, среди мрака, среди мук современного мира в навечерие Пасхи торжественно победно Возглашает святая Церковь: "Воскресни, Боже, яко Ты царствуеши вовеки!" И мы повторяем это вместе со всею Церковью.

Ибо победа наша победила мир, ибо воскрес, яко Победитель, Христос Бог наш.

 

Неделя 2-я по Пасхе: Фомино неверие.

Христос воскресе! Закончились дни светлой пасхальной радости. Заключила Святая Церковь священные врата алтарей и устремила мысленные и сердечные взоры наши к тому, как встретил мир весть о Христовом Воскресении.

И первый образ, который представляет Она нам - это образ Фомы Неверного.

Великая и непостижимая истина Христова Воскресения не могла быть постигнута ограниченным человеческим рассудком и поистине могла явиться для него камнем преткновения и соблазна. Но вот здесь и раскрывается пред нами природа неверия.

"Обыкновенно, - говорить один христианский мыслитель, - истины веры отвергаются заранее не по грубости ума, а по лукавству воли. Нет сердечного влечения к таким предметам, как Бог, спасение души, воскресение плоти, нет желания, чтобы эти истины, действительно, существовали, без них жизнь легче и проще, лучше о них не думать, - а тут уже уму нетрудно найти предлог, чтобы не думать об них, или, по крайней мере, не считаться с ними серьезно ...

"Такое неверие, в сущности неуверенное в самом себе и потому более или менее озлобленное против тех предметов, существование которых оно отрицает, - этим озлоблением и выдает себя, потому что нельзя же в самом деле сердиться на то, чего и нет совсем, - такое неверие недобросовестно" ...

Не таково было неверие, вернее недоверие, вспоминаемого ныне нами Апостола. Он хотел верить, стремился к вере, искал удостоверения этой веры своей.

И Христос Спаситель, никогда не являвший Себя там, где было злостное и упорное неверие, снизошел к немощи апостола Фомы, Сам засвидетельствовал ему Свое воскресение.

Для всех нас, конечно, поучителен этот образ, но особенно обращен он к тем, кто страдает от неверия, кого преследует соблазн немощной и не утвержденной веры. Надо беречься больше всего, чтобы наша греховная воля не искала бы себе выхода в этой духовной немощи. Ведь без веры легче жить. Вера требует напряжения, требует подвига, а неверие развязывает руки на многое.

Итак, брат-христианин, если чувствуешь ты, что оскудевает вера твоя, сознавай, что причина тут не в предметах веры, а в твоей ограниченности. И если это поймешь, то просветит тебя Бог, как просветил апостола Фому, и снизойдет к тебе, как снизошел и к его немощи.

 

Неделя 2-я по Пасхе: Путь апостола Фомы.

Христос Воскресе!

Следующее за днем Святой Пасхи воскресенье на церковно-богослужебном языке именуется "Неделей о Фоме."

В этот день Церковь вспоминает и предлагает нам в назидание евангельский образ сомневавшегося Апостола, по милости Христовой нашедшего удостоверение недостаточно твердой веры своей.

В наше время, когда так много говорят о вере и неверии и так часто жалуются на скудость веры и маловерие, пример апостола Фомы особенно поучителен.

Вера - тайна духовной жизни, радость, которую Бог дает человеческой душе. Неверие - болезнь духа, его уязвленность, его ущербность. Между этими двумя состояниями, поистине, "утвердися пропасть великая." Верующий не может понять неверующего. Для того, кто верит - жизнь без Бога - кошмар. Неверующему недоступны переживания верующего, так, как свет - для слепца, и музыка для лишенного музыкального слуха.

Но неужели так безнадежно предопределение веры?

Неужели для невера навсегда закрыты двери, ведущие к небесному свету?

В этом смысле утешителен образ апостола Фомы.

Если ты колеблешься, сомневаешься и даже порой чувствуешь себя неверующим, но в сердце твоем осталось еще стремление к Богу не унывай - ты еще можешь быть спасен. Бог "трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит."

Посему и ты, брат-христианин, не пугайся соблазнов неверия. В находящие на тебя минуты искушений старайся всегда уходить в себя, собирать там крупицы веры твоей и молись словами евангельской молитвы: "верую, Господи, помоги моему неверию."

Верь, услышит Бог молитву твою.

Но так молясь, помни, что "истина познается по силе жития" и вернейший путь к Богу - путь духовного опыта и деятельного исполнения заповедей Божиих.

"Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам" (Иоан. 14:21).

 

Неделя 3-я по Пасхе: Вечная верность.

Христос воскресе!

Из всех примеров постоянства любви и нелицемерной преданности, которые имеем мы в священном Писании - один из самых высоких - подвиг жен-мироносиц.

Торжествует зло... Поруган, распят и умерщвлен Учитель... Кажется все кончено, нет больше никаких надежд. Почти все апостолы оставили Его и бежали. Только один преданный и любящий Иоанн с Пречистою Девой Марией стоят у креста.

Ведь, человеческая преданность знает предел. Вчера Его окружали толпы, - сегодня, когда Он уснул смертным сном, Его окружают и заботятся о Нем лишь немногие.

И среди этих немногих - жены-мироносицы, которых ныне вспоминает и прославляет Святая Церковь. И поистине к самым глубинам наших отношений к Богу и людям ведет нас этот пример. Любовь не знает полумеры. Тот, кто любит - должен любить до конца. Любовь - не корыстное чувство, она не ищет и не требует ничего - она сама готова все отдать, всего лишиться, все принести в добровольную жертву, ради любимого.

Любовь не знает испытаний, вернее тех соблазнов, которые рождают испытания. Она имеет удостоверение в самой себе. Ей не страшны никакие обстоятельства, - ибо, все равно, она останется верной до конца. И это раскрывается нам особенно в подвиге мироносиц. Ведь, все надежды погребались вместе со Спасителем, все упования для человеческой немощи кончились со смертью Его.

Но они пребыли верными до конца.

И они, в этой верности своей, озарены были радостью Воскресения, поклонились живому Богу и благовестили миру вечную Пасху Его.

В наше слабое и немощное духовно время, образ мироносиц непосредственно обращен к каждому из нас. В этом образе - сила любви и преданности, которые все более и более оскудевают у нас.

Когда, при Тивериадском море, Господь призывал отвергшегося от Него апостола Петра, Он обратился к нему с вопросом: "Любишь ли ты Меня?" (больше, нежели они). Тот, кто хочет служить Богу, не может только быть убежденным в существовании Его, но должен возлюбить Его личною любовью, как Господа и Спасителя своего.

А эта любовь поистине просияла в подвиге воспоминаемых ныне нами Евангельских жен, которые и нас зовут задуматься над нашими любовью и верностью Богу и над тем, насколько они прочны и непоколебимы.

 

Неделя 3-я по Пасхе: Мироносицы.

Христос Воскресе!

Вспоминаемые ныне нами, братие, святые жены-мироносицы являют собою пример подлинных христианских верности и постоянства.

Учитель во гробе. Все оставили его и бежали.

И среди немногих оставшихся с Ним до конца были эти смиренные иудейские женщины, пред лицом смерти сохранившие любовь к Божественному своему Учителю.

Сила этого евангельского примера действенна и в наши дни,

Как часто в жизни религиозной наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире. Скрывает Божественный Лик свой за завесою страданий и испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта Христова любовь раскрылась бы в страданиях человеческих.

И как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно представляется человеку сохранить полную верность Господу и Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний... А вот здесь-то именно и открывается истинная Христианская верность.

Легче веровать и молиться, когда жизнь твоя идет гладко и спокойно. Так можно прожить с верой, оторванной от жизни. Но спасет ли тебя такая немощная вера во дни искушений, когда Бог потребует от тебя твоего сердца.

Брат, христианин! Не бойся испытаний и скорбей. Они не страшны сами по себе. Из них страшное - изменить Богу.

А от этой измены да сохранят тебя молитвы и примеры святых жен-муроносиц, за вечную и неизменную верность свою удостоившихся встретить воскресшего Господа и поклониться Ему.

 

Неделя 4-я по Пасхе, о Расслабленном: "Не имею человека."

Христос воскресе!

Нынешний воскресный день в воспоминаниях своих посвящен евангельскому расслабленному, исцеленному Спасителем от многолетнего недуга при Овчей Купели.

Тридцать восемь лет лежал этот несчастный около целительных вод чудесного источника и здесь остро чувствовал горькое свое одиночество, так как не имел человека, который погрузил бы его в купальню в редкие моменты чудесного возмущения ее.

И Спаситель мира, пришедший озарить мир лучами правды и любви, Сам протягивает мощную руку Свою изнемогшему в страданиях расслабленному, исцеляет его от тяжкой болезни и является для него тем "человеком," которого так долго не мог он найти.

Евангелие, как не один уже раз говорили мы, братие, - книга жизни, книга, отражающая нашу жизнь на священных своих страницах.

В этом его сила, его жизненность, его вечная и живая назидательность. Жизненно, из жизни взято все, что написано в Евангелии. И особенно выразительна в этом смысле история ныне вспоминаемого нами расслабленного при Вифезде. "Не имею человека"... Как часто, и особенно теперь, в условиях нашей обострившейся и духовно и материально жизни приходится нам слышать эту жалобу, этот почти вопль.

Человек остался один... Жизнь ушла вперед в каком-то ином направлении. Научный прогресс и практическое применение его в жизни не дали счастья человечеству. Естественно, оказались дети и пасынки жизни, - и последних, конечно, больше. В то время, когда в мировых лабораториях создаются прививки и сыворотки, спасающие человечество от телесных недугов и немощей, - миллионы людей гибнут и нравственно и физически, всеми оставленные, всеми брошенные, оказавшиеся за пределом благодеяний науки, ибо и ее плоды не для всех, а только для избранных. Больше того, творческий гений человека утратил понятия истинного блага, и приближается час, когда на истребление и ужас будут брошены все достижения его. Таков мир, оставшийся без человека.

И в эти дни, когда поражаются пастыри и рассеиваются овцы, Святая Церковь особенно настойчиво предлагает в назидание нам образ расслабленного, тридцать восемь лет пребывавшего в горьком одиночестве и обретшем, наконец, "Человека" в лице Спасителя мира - Господа Иисуса Христа.

Невелико и немногочисленно стадо Христово, сохранившее верность Небесному Жениху, "в духе и истине" Ему служащее. И вот этим-то верным Христовым овцам в нынешний день должны придти на память слова Божественного Агнца: "Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и моль не съедает. Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лук. 12:32-34).

Итак, христианин, всегда старайся для человека быть человеком, и тогда, в малом верный, над многим будешь поставлен, и еще при жизни своей внидешь в радость Господина твоего.

 

Неделя 4-я по Пасхе: о Расслабленном.

Христос Воскресе!

Нынешний воскресный день на церковно-богослужебном языке, именуется "Неделею о расслабленном." Евангельское повествование передает нам историю чудесного исцеления расслабленного, тридцать восемь тет лежавшаго при Овчей Купели и не имевшего за этот долгий срок человека, который мог бы погрузить его в целительный воды чудесного источника. Горько жаловался несчастный на свое одиночество и говорил: "не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода."

В этих словах о том, что "нет человека," для нас раскрывается не только личная скорбь расслабленного. Здесь нечто большее. Здесь скорбь всего ветхозаветного человечества, - человечества, не имевшего Христа.

Бог... человек ... и путь лежащий между ними...

Вот извечная, часто не осознанная тоска духа человеческого, не имеющего в своей среде человека, в полной мере достойного Божией Любви.

Душа человека, стремится к Богу, как лань к источнику вод, по образному выражению Псалмопевца и царя Давида. Только в Боге может открыться для нас полнота бытия, истинное счастье и подлинное блаженство.

Но прах и пепел человек. Не может он, обложенный немощами и оскверненный грехами, прикоснуться к ризе Безначального. Путь спасения открывается ему чрез Христа. Христос - Богочеловек.

Он - Вечная Жизнь, склонившаяся к преходящей жизни человеческой, и животворящая сила в законе Его, данном роду человеческому.

"Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовеки" (Ев. Иоанн. 8:51). Этот закон дан нам, как начаток жизни вечной, и в исполнении его путь к Отцу.

И, о, если бы мы, братие, любили слово Христово... Тогда и сами познали бы любовь Отца и к ней устремились бы всем сердцем своим.

"Вкусивший сладкого не захочет горького," - некогда по преданию ответили послы равноапостольного князя Владимира, побывавшие на православном богослужении и сравнивавшие Православную Веру с другими исповеданиями.

Так и всякий на опыте вкусивший совершеннейший в любви и духе Закон Евангельский, в нем обретет подлинную свою духовную отчизну и найдет Человека, могущего спасти его от смерти вечной.

 

Неделя 5-я по Пасхе о Самарянке: Источник Воды Живой.

Христос Воскресе!

Нынешний воскресный день на церковно-богослужебном языке именуется неделей о Самарянке.

В том Евангельском чтении, которое читается за Божественной Литургией этого дня, Святая Церковь воскрешает перед нами образ женщины-самарянки, удостоившейся великого счастья - беседовать со Спасителем Христом.

Как знаем мы, Самаряне были в пренебрежении у правоверных иудеев тех дней. Даже и самое общение с ними почиталось грехом. Не сохранившие в полной чистоте ветхозаветный закон, рассматривались они евреями, как полуязычники, как нечестивцы и грешники, "Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются" - в недоумении вопрошает у Христа самарянская его собеседница. Но, пришедший заблудшее и погибшее взыскать, не проходит Господь мимо и этой женщины, много согрешившей и в личной жизни.

Видя искренность ее, видя живущее в сердце ее стремление к истине, предлагает Он ей Свою беседу об источнике воды живой. "...Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную." Христова вода - Его учение, та благодать, которая снисходить в сердца тех, кто не на словах только, но и в действительной жизни возлюбил явление Сына Божия на земле.

"Неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Господе," - говорить блаженный Августин. И как раз этого-то "спокойствия в Господе" не достает нам в наши сумрачные и смятенные дни.

"Человеческая душа по природе христианка." Ее отечество, ее отчий дом - любящие Христовы объятия, вечный неотъемлемый покой Небесного Отца. А все остальное, все, что не построено на Христе и не ведет ко Христу - все это - призраки, обманы, подделки жизни, в которых раскрываются наши бессилие и суета.

Есть один источник истинной радости и подлинной жизни, источник воды живой - это Христос Господь и Владыка мира и Спаситель каждого из нас.

И к Нему, Святому и Животворящему, где бы ты ни был, как бы низко ни пал, всегда можешь ты припасть, всегда можешь покаяться, взыскать Его мира, Его любви, Его Святыни. Лишь бы только жило в сердце твоем стремление к истине и свету и желание как-то претворить их в жизни твоей.

"Трудна работа - Господня" говорил умирая один христианин-мыслитель. Велик и труден путь к Богу, путь служения Ему. Но и вечную радость несет он, этот путь, тем, кто настойчиво и терпеливо, "от силы в силу," восходит по нему, ибо поистине ведет он к источнику воды живой, пьющий от чудесных вод которого "не возжаждет опять" и не взыщет иной радости и иного утешения, кроме тех, которые несут ему верность и любовь ко Христу.

 

Неделя 5-я по Пасхе: Самарянка.

Христос Воскресе!

Различно открывал Господь людям Свое Божественное происхождение, но редко произносил прямо это великое и страшное известие.

Не потому, конечно, что скрывал Господь Божественность Свою, но потому что люди, во тьме и сени смертной сидящие, с неочищенным сердцем, с помраченной совестью не могли принять и узнать Христа.

Даже апостолам Своим сказал Господь Тайну Свою лишь в конце дней Своего служения.

А вот Самарянке, несмотря на все грехи ее, в ответь на ее слова: "знаю, что придет Христос," прямо говорит Господь: "это Я, говорящий с тобой."

Чем заслужила она такую честь?

Верой, конечно, глубокой верой своей в то, что "придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все." Чиста ее вера: не о земном думает она, не так, как фарисеи и саддукеи, представляющие Христа-Мессию лишь земным царем, дарующим народу Своему земные блага и земную славу. Женщина Самарянка ждет Христа, возвещающего все, дарующего откровение о Боге. И по вере ее было ей: Сам Христос открыл ей тайну Божью.

Несмотря на грехи свои, этой верой была она ближе ко Христу, нежели праведные фарисеи, забывшие, что не хлебом единым жив будет человек (Второзак. 8:3).

Христос Спаситель радуется этой обретенной овце, этой душе, вступающей на путь спасения, а она, взволнованная великим, страшным известием, бежит к своим ближним, к согражданам, чтобы и с ними поделиться величайшей радостью в мире, радостью обретения Господа-Спасителя. И тем показывает она еще одну сторону своей души, которой стала она близка Богу - любовь к ближним, доброту сердца, стремление всем своим достоянием делиться с неимущими.

Итак, - сердцу сокрушенному, душе милосердной и смиренной, человеку ищущему Бога, раскрывает Себя Господь. Поэтому, если во мраке и серости мира томимся мы невозможностью познать Бога, будем знать, что вина в этом на нас самих лежит. Огрубели и ожесточились сердца наши гордостью и самолюбием, земными привязанностями и земными интересами, холодностью к ближним своим.

Да избавит Господь нас от такого ожесточения и затемнения, и тогда услышим и познаем мы истину Божию с простотой Самарянки.

 

Неделя 6-я по Пасхе: Две истины.

Христос Воскресе!

На двух истинах утверждается наша вера: на истине бытия Божия и на истине бессмертия человеческой души.

Это истины веры. Истины, которых нельзя доказать в общепринятом смысле этого слова.

Наша проповедь не "в убедительных словах человеческой мудрости," - говорил апостол Павел. Не в полемических спорах раскрывается человеку Образ Безначального.

Религиозная жизнь требует подвига. "Истина познается по силе жития." Только тот, кто употребляет усилия в борьбе с грехом, в деятельном восхождении к Царствию Божию может восхитить его.

В наше время часто жалуются на недостаток веры, на немощь ее... Мы слишком отошли от взыскания ценностей духа, слишком погрязли в сутолоке и суете.

И неизбежное совершилось... Духовное око утратило способность зреть "яже от Духа Божия." Неизменное и вечное стало чем то далеким, призрачным. Преходящее и суетное получило первое и, увы, часто, можно сказать, единственное место в нашем бытии.

И отсюда и явилась эта духовная беспомощность, которая так свойственна сынам века сего. Человек хочет верить, томится по вере, но не знает, за что взяться, как приступить к стяжанию ее.

И вот здесь-то звучит древний призыв Псалмопевца: "Взыщите Бога и жива будет душа ваша." Только надо искать Его всем существом... Искать, по слову апостола: "не совещаясь с плотию и кровию." Если так будешь искать, то всегда обретешь.

Обретешь Бога истинного и живого, познаешь и бессмертную душу свою - образ Его и подобие.

"Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего," - говорил Господь Понтийскому Пилату.

"Быть от истины," - зависит от нашей воли к подвигу ее искания.

"Просите и дастся вам, ищите и обрящете"... А нет большей радости, как Бога обрести в жизни своей, с Ним встретиться, Ему поклониться всем своим существом.

 

Неделя 7-я по Пасхе Святых Отец: Единство во Христе (Иоан. 17:11).

В следующий за праздником Вознесения Господня воскресный день, Святая Церковь за Божественной Литургией предлагает нам в Евангельском чтении отрывок из прощальной беседы Христа Спасителя с учениками.

Приближаются минуты мироспасительной страсти ...

Господь молится об апостолах: "Отче Святый! соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы."

Единство во Христе, взаимный союз любви во имя Христово... Вопросы, о которых так много говорят и пишут в наши дни. Но, увы, слишком мало любви находим мы в окружающей нас жизни. Современный мир утратил образ живого Христа, Христа, ради любви отдавшего Свою жизнь за "мирской живот и спасение" и зовущего каждого из нас на живой подвиг христианской любви. Мир позабыл своего Спасителя... Мы равнодушно проходим теперь мимо Голгофы, с холодным сердцем слушаем повествования о страданиях и смерти нашего Господа.

Огонь веры мерцает в немногих сердцах. В холодную, бездушную пустыню превращается жизнь человеческая - пустыню, в которой можно погибнуть в полном духовном одиночестве, в полном забвении. Никто не выйдет, никто не откликнется на стон. И в этом холоде и мраке духовно опустошенного бытия "божественным призывом звучат Христовы слова: - Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Теснее в наши дни около ног Христа должны собраться те, кто чувствуют весь ужас лишенной единства духа и любви человеческой жизни. Ибо только в Нем, в Его Евангельском Законе Правды и Любви, может открыться радость подлинного, озаренного Божией благодатью бытия.

"Малым стадом," всегда проходила в истории мира Церковь первенцев, Церковь Христовых избранников.

Но не в количестве была ее сила. Ее сила была в духе единства во Христе, в союзе мира и любви во Имя Христово.

И в наши дни, больше, чем когда либо - задача каждого христианина восчувствовать силу и жизненную необходимость Христовой любви и всем сердцем послужить ей в жизни своей. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, говорит Господь в другом месте прощальной Своей беседы, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам."

Да сподобит же Господь каждого из нас этого Своего явления, озарившийся лучами Которого не пожелает славы и красоты суетного и преходящего мира.

 

Память отцов Первого Вселенского Собора.

В первый после Вознесения Господня воскресный день Церковь творит молитвенную память богоносных Отцев Первого Вселенского Собора.

Этот Собор, как знаем мы из церковной истории, был созван попечением о вере Христовой Равноапостольного Императора Константина Великого, в 325 г., в г. Никее.

Предметом соборного обсуждения была ересь Ария - лжеучение, по которому Сын Божий не единосущен Отцу, т. е. не одной с Ним божественной природы, а только высшее из Его творений.

Всякий удар, направляемый на Сына Божия, направлен на всю Церковь, ибо в Нем средоточие всей христианской жизни, и всякое неправомыслие о Нем есть искажение этой жизни в самой ее основе.

Это поняли богоносные отцы Собора Никейского. Они утвердили истину единосущия Сына Божия с Богом Отцом, и плодом догматической деятельности их явился нам Символ Веры в первой и большей части своей.

В наше время образ никейских отцев содержит для нас весьма поучительное назидание. Современное христианское общество почти утратило сознание важности и первостепенной значимости церковных догматов - истин веры.

Истина для нас стала чем-то далеким и нежизненным. Мы перестали любить ее. Забыли то, что всякая подлинная истина должна раскрываться в жизни и каждый догмат церковный имеет свое нравственное содержание, дает пищу не только для нашего ума, но и для нашего сердца.

Красоты церковного ведения оказались закрытыми для нас. Мы сами отбросили себя от этой сокровищницы. И как нередко приходится наблюдать в наши дни людей образованных и культурных, но совершенных невежд во всем, что касается жизни церковной. Поистине "блудными сынами," не умевшими сохранить наследие Отчее и ушедшими на страну " далече," в этом смысле оказались многие из нас.

И вот, творя память возлюбленных, и любящих сынов Истины Христовой, на подвиг хранения этой Истины зовет нас Святая Церковь. "Дни лукавы есть..." Соблазны ума, воли и чувств стерегут нас на каждом шагу нашего жизненного шествования.

И посему нам надо быть ближе к Церкви, надо опереться на несокрушимую Ее твердыню.

В ней - Христос.

А Христос путь и истина и жизнь для всех любящих свет и побеждающих в сердце своем духовный холод и религиозное безразличие.

 

Троица: Утешитель.

В день сошествия Святого Духа на Апостолов Святая Церковь подводит нас к порогу своей благодатной жизни. "Да молчит всякая плоть человеческая"... Здесь нечто большее. Здесь то, чего не может понять, принять и вместить в тесные свои рамки разум человеческий.

Принесена великая последняя кровавая жертва. Подвиг жертвенной любви открыл миру необъятные просторы Отеческого благоволения.

"Вы друзья Мои ... Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего," - говорил Господь в прощальной беседе Своим ученикам (Иоан. 15:4-15).

И дальше: "Еще много имею вам сказать, но вы теперь не можете вместить; когда придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан. 16:12-13).

И вот ныне - день пришествия Духа Истины, день встречи Божественного Утешителя с алчущей и жаждущей утешения человеческой душой, торжественно празднует Святая Церковь.

В Сионской Горнице были апостолы... "Бысть шум, якоже носиму дыханию бурну," свидетельствует стихира церковная. В виде огненных языков сошел и почил над главами Христовых учеников Дух Истины и Утешения Божественного. Обрела наконец, душа человеческая, сущая по природе христианка, тот источник живой воды, по которому она тосковала и к которому стремилась, которого найти не могла.

"Приди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны," - стало молитвой, почувствовавшей освобождение, души.

"Стяжание Духа Святого Божьего," вот, в определении преподобного Серафима, идеал жизни христианина на земле. Молитва, бдение, пост, милостыня - все это только средства к приобретению божественной полноты бытия, к уготовлению души для встречи Утешителя.

Но слишком много преград стоит теперь, братие, между нами и духовным миром, чтобы не только" взыскать, но иногда даже просто понять радость освящения. Осуетился мир... Слишком предался радостям и печалям житейским. Заглушили они в нем глаголы жизни вечной.

И в день сошествия Святого Духа на апостолов напоминает нам Святая Церковь о забытом нами утешении, призывает нас взыскать богатство духа, нами утраченное, почувствовать мир и его неправду. Взыскать Бога и Его правду - зовет она нас. За пределом нашего обыденного мира открывается мир Христовой благодати. Труден и тернист путь, лежащий между этими двумя мирами.

Но только там, в царстве Христовой Благодати, подлинное отечество каждого из нас.

Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!