Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Сретение (Сретение Господне)

* дата в скобках - по новому стилю

Февраль. 2 февраля (15 февраля)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

В этот праздник вспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Mapиeю, по исполнении дней очищения, в храм (Лук. 2:22-39), для установленного законом Моисея (Лев. 12:2-8; Исх. 13:2, 13; Числ. 3:13, 8:6-18) выкупа.

Пречистая Дева, хотя и не имела нужды в очищении, однако явилась во храм, чтобы все исполнить по закону. В храме Младенец был встречен праведным Симеоном (см. о нем 3 февраля с.с – 17 февраля н.с.). В священном восторге святой старец воссылает хвалу и благодарение Богу, исполнившему чаяние сердца его, и, проникнутый чувством неземного блаженства, берет в свои объятия Младенца и на закате дней своих произносит дивные слова, которые святая Церковь ежедневно повторяет в вечерней песне при закате дня: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Слушая слова эти, Иосиф и Mapия дивились им, ибо эти слова ясно свидетельствовали, что тайна Божия уже открыта праведнику Симеону. Продолжая затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: “Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления.” [18] В то время, как святой старец произносил свою пророчественную речь о Богомладенце, в храме находилась праведная Анна (см. 3 февраля - 17 февраля н.с.). Она тоже присоединила свой вдохновенный голос к голосу Симеона, славя Бога и, как пророчица, вероятно, вещая о Младенце в пророчественном смысле. Совершив в храме все требуемое законом Моисея, Иосиф и Мария возвратились с Богомладенцем в Назарет. От события встречи Богомладенца праведным Симеоном получил свое название и сам праздник в Церкви православной. Событие Сретения празднуется 2 февраля потому, что этот день есть 40-й после 25 декабря. Начало праздника восходит к глубокой древности. Несомненно, что этот праздник в церкви Иерусалимской был известен в IV веке; [19] из Иерусалима он перешел к другим церквам в V-VI в.

Собственно торжественное празднование его в церкви западной и восточной началось не в одно время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление торжественного празднования этого праздника (собственно литии) одни — папе Геласию (496 года), а другие святому Григорию Великому (600 г.), и полагают, что этим путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалиев, [20] который падал на февраль и в ту эпоху был еще в силе между римлянами. В церкви восточной начало торжественного празднования Сретения относится ко времени Юстиниана (к 542 г.). В конце 541 г. в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся 3 месяца и под конец ежедневно поражавшая смертью от 5 до 10 тысяч человек. К этому бедствию скоро присоединилось новое — землетрясение в Антиохии (Сирийской), разрушившее многие здания и погубившее много народа. Во время этих бедствий в праздник Сретения в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление, или лития, об избавлении от зол, и бедствие прекратилось. В благодарное воспоминание избавления от бедствий Церковью было установлено совершать в этот праздник перед литургией литию в монастырях (вне обителей). [21]

Празднованием Сретения Господня святая Церковь, исповедуя и утверждая, что “Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною,” обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая оное недостойным Бога и неистинным. Вместе с этим примером Спасителя и Его Пречистой Матери, исполнивших все требовавшееся законом, нам внушается необходимость исполнять правила и обряды святой Церкви и напоминается о нашем воцерковлении в Церкви Христовой, о нашем посвящении Богу, Которому мы и должны приносить души и телеса свои в жертву живую, чистую и благодатную. Кроме того, святая Церковь, воспевая в этот праздник святых Симеона и Анну, внушает нам, что мы должны находить, по примеру праведного Симеона, благодатное утешение и спасение во Христе, вверяя Его всеблагому промышлению свою жизнь и смерть, а по примеру пророчицы Анны, должны, как можно чаще, посещать храм Божий и благоугождать Господу молитвами и постом. Наконец, праздник Сретения научает нас в бедствиях, нас постигающих, обращаться к Господу Богу, всегдашнему и скорому Помощнику и Покровителю всех, призывающих Его с верой и с истинным раскаянием.

Молитвословия праздника.

Тропарь, гл. 1.

Радуйся благодатная Богородице Дево: из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты старче праведный, npиeмый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак, гл. 1.

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл ecu нас Христе Боже: но умири во бранех жительство, и укрепи Императора, Егоже возлюбил ecu, едине Человеколюбче. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся ecu в храм Господень.

Паремия.

1) Исх. 12:51; 13:1-3, 10-12, 14-16; 22:29; Лев. 12:1-4, 6-8. Числ. 8:17.

2) Ис. 6:1-12.

3) Ис. 19:1-5, 12, 16, 19-21.

Утреннее Евангелие. Лук. 2:25-32; 8 зач.

Апостол. Евр. 17:7-17; 316 зач.

Евангелие. Лук. 2:22-40; 7 зач.

Богослужебные указания

Дванадесятый праздник Сретения по Уставу относится к богородичным, так как если он случится в воскресный день, то служба воскресная не отменяется (как это бывает в дванадесятые богородичные праздники, тогда как в господские праздники, случившиеся в неделю, воскресная служба опускается), и праздничным песнопениям предшествуют воскресные (причем на утрени на 9-й песне, вместо праздничных припевов, поется “Честнейшая”).

Не принадлежа к богородичным праздникам, праздник Сретения, как это обыкновенно бывает только в праздник Господень, имеет на литургии “входное,” после которого поется тропарь и кондак праздника; однако праздничные антифоны не положены, а — изобразительны с блаженными; после служб положен (см. Служебник) особый отпуст (но он, при совпадении праздника с воскресным днем, заменяется воскресным отпустом).

С Предпраздненством и попразднством этот праздник празднуется 9 дней (1-9 февраля с.с. – 14-22 февраля н.с.), если не сократит этого срока Великий пост. В последнем случае он празднуется столько дней, сколько останется до поста.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится праздник Сретения:

1) в неделю, прежде недели Мытаря и Фарисея; в недели:

2) Мытаря и Фарисея;

3) Блудного сына;

4) Мясопустную;

6) Сыропустную;

6) в субботу Мясопустную (поется служба Сретения; служба же “умерших поется, вечер и утро, в субботу мимошедшую или в четверг Мясопустный”);

7) в понедельник, вторник, четверг Сыропустной недели (непременно совершается вся служба праздника, “зане Триодь с праздником не поется, в кой день не случится на сырной недели, кроме субботы и воскресенья, разве самогласны стихиры дне” на малой вечерни);

8) в среду и пятницу Сыропустной (накануне не бывает великого повечерия, а совершается малая вечерня, затем обычное всенощное бдение — из великой вечерни, утрени и 1 часа; только в конце вечерни, утрени и каждого часа полагается по 3 великих поклона, и на 6 часе — паремия; литургия — Иоанна Златоустого; вечером на вечерне — паремия);

9) в субботу Сырную (вместе с песнопениями праздника поются и песнопения Триоди, и тогда на малой вечерне читается паремия дня, а на великой — паремия праздника, на утрени, “на 9-й песни, поем Честнейшую”);

10) в понедельник 1 недели поста (служба праздника переносится на неделю Сыропустную).

Ср. ниже, Триодион.

Об отдании Сретения см. 9 февраля с.с. – 22 февраля н.с

 

Примечания

[18] Эти пророческие слова праведного Симеона предсказали всеобщую жестокую борьбу веры и неверия, в которой нельзя было не принять участия, вследствие чего явление и деятельность Спасителя послужили к обнаружению того, что хранилось в глубине сердца каждого израильтянина, как задаток веры и неверия, и что при внешней принадлежности его к народу Божию, оставалось сокровенным, незамеченным даже для его собственного сознания. Последние слова Богоприимца показывают, что cпасениe через Христа и погибель есть вина собственных душевных качеств каждого человека (ср. Иоан. 3, 19, 9, 89, 41; Mф. 21:42-44). Что же касается пророческих вещаний Богоприимца о Пресвятой Деве, то хотя Она и во время земной жизни Спасителя неоднократно уязвлялась сердцем при виде Его страданий, но окончательно исполнилось пророчество святого Симеона, когда Она стояла у креста Христова (Иоан. 19:25). “Tepниe венца Иисуса, гвозди распятия Его, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, вот — по выражению митрополита Филарета — те оружия, которыми матернее сердце Ее пронзено было столь же беспримерно глубоко, сколь совершенна была любовь Ее и беспримерна непорочность.”

[19] Это видно из описания путешествия Сильвии (IV в.), жившей в Иерусалиме 3 года и посетившей все святые места. По этому описанию, день Сретения, который путешественница называет “четыредесятницей епифании,” тогда праздновался в Иерусалиме. Это свидетельство о празднике Сретения — древнейшее. Что же касается таких свидетельств об этом празднике, как, напр., — Мефодия Патарского (III в.), Кирилла Иepyсалимского (IV в.) и Иоанна Златоуста (IV в.). то относящиеся к этому предмету беседы первых двух неверно приписываются этим лицам, в слове же святого Иоанна Златоуста на Сретение говорится об евангельском событии, а не о празднике, причем само заглавие слова признается неподлинным. (См. подр. Н. Покровского. Евангелие в памятниках иконографии. Спб. 1892 г., 102 стр.).

[20] ЛЮПЕРКАЛИИ — пышные народные празнества, отмечаемые в Риме 15 февpаля, во вpемя которых Луперки, старейший и самый почитаемый из жреческих должностных лиц, приносил в жертву двух козлов. Папа Геласий отменил Люперкалии в 496г.

[21] У нас на юго-западе в день Сретения принято освящать воду (по обыкновенному чину малого водоосвящения). В Kиевe это водоосвящение бывает перед литургией в церквах или в церковных оградах; по селам, во многих местах, для этого водоосвящения после утрени или после литургии идут крестным ходом “на крыницу” (колодезь) иди на реку; в иних местах (напр., Волынской и Подольской губ.) Сретенское водоосвящение совершается до утренней зари или на заре, для чего утреня отправляется “по рану.” По мнению одних, обычай освящения воды в день Сретения введен у нас, по примеру греческой церкви, духовной иepapxией из греческого клира с первых же времен христианства на Руси; по мнению других, Сретенское водоосвящение явилось у нас в эпоху двоеверия, как уврачевание языческого недуга суетной веры в “пристрит,” т. е. — в дурную встречу с человеком, могущим причинить своими глазами вред встретившемуся. Всякая болезнь человека и животных, необъяснимая и непонятная для простолюдина, относится им к области пристрита и лечится через кропление Сретенской водой и вспрыскивание солью; этой же водой вспрыскивают при самом рождении дитя и животное, чтобы предупредить над ними “пристрит.” На существование этого суеверия в древности еще указывает Номоканон (23 ст.), осуждающий “устретению внимающих,” и несомненно, что это суеверие есть наследие языческой старины, когда наши предки верили в разных чародеев, друживших с нечистой силой и при ее помощи могших причинять людям всякое зло. Так как у суеверов вода считалась одним из главных целебных средств и наилучшим противодействием “лихому глазу,” то наши пастыри, для успокоения немощствующей совести христиан-суеверов и для отогнания мнимых и действительных козней диавола и его аггелов в духе и плоти, избрали тоже воду, которую освящали по церковному чиноположению; на приурочение же этого водоосвящения ко дню Сретения имела влияние аналогия между названием этого праздника и названием cyеверия о встрече или “устретении” (Сретение, т. е. встреча, откуда — пристрит). Сопоставляя эти два приведенные мнения о происхождении обычая Сретенского водоосвящения, некоторые отдают предпочтение первому. Вера в “устретение” и в дурной глаз распространена повсеместно, а между тем этот обычай уцелел у нас только на юго-западе; на юго-западе, как старейшем и ближайшем к греческой церкви, могла лучше сохраниться память об этом обычае; кроме того, на юго-западе мог удержаться этот обычай в параллель и в противовес соседней католической церкви, где в день Сретения совершается торжественный крестный ход вокруг костелов с окроплением сретенской святой водой всего народа, невольно привлекая “вслед себе” взоры и православного населения. По поводу Сретенского водоосвящения нужно заметить, что вера в пристрит есть суеверие, и освящение воды именно от пристрита есть поддержка этому суеверию. Но, с другой стороны, нельзя упускать из виду и того, что Сретенское водоосвящение ведет начало из древности, а древние церковные обычаи и обряды следует не забывать, а вновь возрождать к жизни и действию на сердца и умы верующих православных христиан (Ц. Вед. 1890, 5). Но само собою разумеется, что в этих случаях пастыри должны руководиться прямыми указаниями высшей церковной власти и, по долгу своего служения, стараться об искоренении суеверий в среди своих пасомых, в простоте сердца принимающих за веру то, во что не должно веровать, разъясняя им истинное значение церковных чинопоследований и пагубность суеверий, подвергающих зараженных ими особым прещениям и наказаниям, по правилам соборов и святых отцов.

На наших западных окраинах праздник Сретения известен еще под именем “громниц,” от обычая освящать в этот день в церкви свечи, называемых громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых чародеями или волшебницами. Эти свечи дают и умирающим для поражения и отогнания сатаны. Простолюдины этими свечами в день Сретения обжигают друг другу крестообразно волосы в предупреждение и излечение головной боли. Такие воззрения на значение Сретенских свечей и отсутствие установленного Православной Церковью чина их освящения достаточно говорят против указанного обычая. Появление этого обычая в практике наших западных окраин относят ко времени унии и объясняют влиянием католической церкви, где ежегодно совершается в день “Очищения Пресвятой девы Марии” (как именуют католики праздник Сретения) освящение свечей на литургии.

Существующие народные выражения: “в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотили;” “на Сретение зима с летом встретилась,” — показывают, что для простолюдина день Сретения служит границей между зимой и весной; этим именно объясняют некоторые из простого народа и само название праздника, а потому следует обратить особенное внимание на ознакомление простого народа с историей Сретения Господня.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!