Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Преображение Господне

* дата в скобках - по новому стилю

Август. 6 августа (19 августа)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

Этот  праздник  посвящен  воспоминанию  события  на  Фаворе, описанного у евангелистов (Мф. 17:1-13; Марк. 9:2-8; Лук. 9:28-36).

(Преображение Господне было в феврале, незадолго до страдания Спасителя (см. Мф. 16, 21), а не в августе. Святой Церковью Преображение Господне празднуется в августе потому, что празднование в феврале приходилось бы во дни святой Четыредесятницы, — что было бы не совместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Шестого же августа именно, а не в другое какое либо время празднуется Преображение Господне потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых; а так как Преображение было за 10 дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили, чтобы 6 августа праздновалось Преображение Господне, ибо от 14 сентября до 6 августа ровно 40 дней (см. Рук. д. с. п. 1893, 11).)

Сам Иисус Христос, в виду приближающихся страданий и смерти (Лук. 9:22), для утверждения Своих учеников в вере, благоволил явить им телесно, видимо всю славу Своего Божества (ср. 2-ю неделю Великого Поста) и через то показать им, что страдания и смерть Его будут добровольные и что Он есть тот самый Избавитель Израиля, Который был обещан через пророков. Для этого Он, взяв апостолов Петра, Иакова и Иоанна, [26] возвел их на гору Фавор и сделал их свидетелями Своего преображения (2 Петр. 1:17-18). [27] Сообразно с этим и святая Церковь прославляет в настоящем празднике событие, как собственно Богоявление, как доказательство, что Иисус Христос есть воистину Отчее Сияние.

Святой Ефрем Сирин, учит: Господь явил Своим апостолам в славе Своего преображения “царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.”

Кроме этого, слава Преображения служит предизображением светлого и славного воскресения Господня, а по толкованию святого Прокла, предуказанием той славы, в какой придет некогда Господь, Судия живых и мертвых, и того преображенного состояния, в каком мы явимся в конце мира. Предуказанием в преображении Иисуса Христа небесной славы, уготованной Им верным Его последователям, святая Церковь нравственно утешает всех истинных чад своих, внушая им, что за кратковременными печалями, скорбями и лишениями, коими исполнена их земная жизнь, воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело праведников. Достойными участниками будущей вечной славы явятся именно те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе; [28] грешникам нет места на Фаворе небесном; а потому святая Церковь и возбуждает ныне “ленивые души нашей помыслы,” “иже всегда низу поникшии в землю,” возвыситься “на высоту Божественного восхождения,” и внушает нам необходимость измениться “добрым изменением,” “Христу спреобразившеся, благочестиво и радостно, на высоту вознесшеся добродетелей.”

Начало праздника Преображения Господня относится к древним временам. Несомненные свидетельства о нем идут от V в. (слово на этот праздник патр. Прокла), но существование праздника в этом веке показывает, что начало его должно скрываться в предшествующих веках христианства. О всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все Богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. [29] В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили многие песнопения на этот праздник, которыми православная Церковь прославляет событие и в настоящее время. [30]

В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки.

(В народе этот праздник известен под именем “Спаса второго,” “Спаса на горе,” “Спаса яблочного” (вследствие обычая освящать в этот день в церкви яблоки).)

Обычай приносить плоды в надлежащее время есть несомненно древний, и в Церкви христианской является частью как продолжение подобного же обычая церкви ветхозаветной (Быт. 4:2-4; Исx. 29:23; Чис. 15:19-21; Втор. 14:22), частью как апостольское установление (1 Кор. 16:27). Предписания касательно этого обычая изложены уже в 3 правиле апостольском (ср. Карф. 6:28).

(В первенствующей христианской Церкви были приносимы верующими в храм всякие вообще начатки от земного благосостояния: хлеб разного вида и рода, вино, елей, фимиам, воск, мед, молоко и т. п. Из этих приношений к алтарю представлялись только хлеб, вино, фимиам, елей и воск, а прочие приношения поступали или в трапезу церковную, или же прямо в домы церковного клира. В первенствующей христианской, как и в православной российской Церкви в древние времена, эти приношения были и многочисленны и разнообразны. Можно сказать, что тогда начатки всякого добра, принадлежавшего христианам, посвящались в жертву Богу, на служение Богу, на питание Божиих служителей и на поддержание всей нуждающейся братии.

Α ныне, с вырождением духа древнего благочестия, от обильных и разновидных, старинных приношений остались некоторые обломки, уже не тесно группирующиеся около единой главной существенной нерушимой жертвы бескровной, в таинстве евхаристии, в возношении Богу хлеба и вина, претворяемых в истинную плоть и кровь Христа Божия. Так посвящение хлеба и вина, яиц и молока, разных мяс и вообще яств сохранилось в освящении пасхального артоса в храме и пасхальных яств в домах.

Посвящение цветов и ветвей древесных совершается и ныне в праздники Ваий и Святой Троицы, Воздвижения Креста Господня и Недели Крестопоклонной. Приношение меда и кутии сохранилось на панихидах и вообще в заупокойных поминках. Приношение воску, фимиама и елея сохраняется и доныне постоянно. Возношение прихожанами просфор в проскомидии, равно как и вина, совершается и ныне, хотя, к сожалению, по местам уже и выводится. Наконец, освящение плодов земных совершается в христианской Церкви именно в праздник Преображения. Явно, что в этом последнем посвящении Богу плодов земных должно видеть то посвящение, которое заповедано было еще Моисеем в Ветхом Завете, которое в ветхозаветной Церкви и падало как раз на это самое время, как и у нас на время собирания плодов садовых, огородных и полевых, время, которое начиналось в Палестине у евреев от праздника Пятидесятницы, а оканчивалось концом года, т. е. концом нашего августа месяца, так как новолетие в древности не только в ветхозаветной, но и в христианской и даже в русской православной Церкви до имп. Петра I праздновалось в начале нашего сентября месяца.

Восстановление древнего благочестивого обычая первенствующей христианской Церкви приношения начатков от земного благосостояния для их благословения было бы весьма желательно. В Малом Требнике, кроме принесения в храм винограда и яблок 6-го августа, прямо заповедуется: “такожде и ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение.” Еще лучше бы было, если бы вместе с тем в пасомых пробудилась и укрепилась естественная в христианах потребность уделить часть ниспосылаемых от Бога даров в пользу св. храма и служащего в нем клира.)

Простое основание обычая приносить плоды (именно виноград) 6 августа заключается в том, что в Греции к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — новые колосья и виноград — и приносятся для благословения, в знак благодарения за получение этих плодов для пропитания человека. Святой Иоанн Златоуст учит: “земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возращающего оные; ибо “ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возращаяй Бог.”

Кроме того, виноград приносится в церковь для благословения, по прямому отношению его к таинству евхаристии. По Кормчей, “гроздие в церковь паче всякого иного овощия изряднее приносятся; понеже от того бывает вино, на совершение безкровной жертвы приемлемо.” Равным образом и в молитве “во причащении гроздия” иерей молится: “Благослови Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лозного причащающихся в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым телом Христа Твоего.”

Яблоки, заменяющие собою виноград, освящаются другою молитвой, как только начатки овощей. Более специальное значение освящения плодов в 6-й день августа может быть определено по общему разуму Церкви, что в событии преображения Господу благоугодно было показать то новое состояние, в которое вступила плоть человеческая в воскресении Господа и имеет вступить в общем воскресении всех верующих. Но как вся природа стала повинна пред Богом вместе с человеком за грехи последнего, так вместе с ним же она ожидает и обновления от благословения Божия. Отсюда церковное благословение плодов удостоверяет человека в этой надежде. [31]

Благословение плодов бывает или в конце литургии после заамвонной молитвы и раздаяния антидора, или по отпусте литургии. По отпусте литургии певцы поют тропарь праздника, на “Слава и ныне” — кондак. Священник в то время кадит кругом стола с плодами, говорить молитву над ними, затем, обыкновенно, плоды окропляются святой водой и, наконец раздаются народу. Молитва на благословение гроздия, в 6-й день августа, печатается в августовской Месячной Минее и Требниках Большом и Малом.

В Малом Требнике (ч. 2. гл. 9) говорится: сведомо же буди, яко сия молитва (“Благослови Господи”) глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм сей в 6-й день августа. Зде же в Велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей, ей же начало: “Владыко Господи Боже наш.” Эта молитва находится в Малом Требнике (ч. 2,гл. 10).

“Если кто от братий съест гроздие прежде этого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии. Гроздию же на трапезе по празднике сем, трижды в неделю подобает предлагатися братии: сиречь в понедельник, в среду, в пяток, да вкушают братия. Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда приспеет” (Уст., 6 августа).

В Преображение разрешаем на рыбу, елей и вино, хотя бы этот праздник случился в среду или пятницу.

Молитвословия праздника.

Тропарь, гл. 7.

Преобразился ecu на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, гл. 7.

На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы, Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистинну Отчее сияние. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистые плоти Твоея преславное преображение.

Богослужебные указания

Праздник Преображения принадлежит к двунадесятым праздникам. Он празднуется 9 дней — с 5 по 13 августа.

Паремия. 1) Исх. 24:12-18. 2) Исх. 33:11-23; 34, 4-6, 8; 3) 3 Цар. 19:3-9, 11-13, 15-16.

Утреннее Евангелие. Лук. 9:28-36; 45 зач.

Апостол. 2 Петр. 1:10-19; 65 зач.

Евангелие. Мф. 17:1-9; 70 зач.

На утрени, после 50 псалма, вм. “Молитвами Апостолов” и “Молитвами Богородицы,” поется на “Слава” “Всяческая днесь,” на “И ныне” — тоже. “На 9-й песни Честнейшую не поем, аще и в неделю, но поем припев праздника.”

Литургия совершается “порану, бдения ради;” на ней, вм. “Достойно,” ирмос “Рождество Твое” поется “и до отдания.”

Отпуст служб — особый. На литургии положено “входное:” “Господи, посли свет Твой.”

Катавасия: Крест начертав Моисей.

См.

Если случится Преображение в воскресенье, ничтоже воскресно поется, но поется вся служба праздника.

 

Примечания

[26] Из учеников Спасителя на горе преображения были Петр, Иаков и Иоанн. По объяснению святого Иоанна Дамаскина, “Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его, неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство (Mф. (16, 17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (Деян. 12, 2); наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия. дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1).” Кроме того, на горе Преображения — Петр, еще не вмещавший мысли о страданиях и смерти своего Учителя и Господа (Мф. 16, 22), мог зреть истинную славу Его, которая навсегда останется неприкосновенною для всех враждебных усилий, — Иаков и Иоанн, ожидавшие открытия земного царства Мессии и домогавшиеся первых мест в этом царстве (Map. 10, 37), могли созерцать истинное величие Христа Спасителя, превосходящее всякое земное могущество. Три ученика были, по закону (Втор. 19, 15), достаточными свидетелями откровения славы Божией и, по выражению святого Прокла, “по духу представляли в лице своем и всех прочих.”

[27] Вместе с апостолами пред преобразившимся Господом предстали два величайших мужа Ветхого Завета — Моисей и Илия, — “один, по выражению святого Иоанна Златоуста, умерший и другой, еще не испытавший смерти,” предстали для того, чтобы показать, что “Христос имеет власть над жизнию и смертию, владычествует над небом и землею.” Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков. “Радостию исполнялись Пророки и Апостолы, вошедшие на гору, замечает святой Ефрем Сирин, — радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры первостоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих.”

[28] Преобразующиеся духовно в настоящей жизни, это — те, которые преобразовывают свой ум непоколебимою верою, так что он делается умом Христовым, мыслит и рассуждает, как учит св. Евангелие, твердо стоит в истине и отвращается всякой лжи и неправды; это — те, которые преобразовывают свою волю так, что она становится послушной одному св. Евангелию и никто, а равно и ничто, не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних; это — те, которые преобразовывают, свое сердце так, что в нем царствует искренняя, пламенная любовь к Богу и ближнему, и оно живет и дышит единым Господом и упованием жизни вечной; это — те, которые преобразовывают и самые свои внешние чувства так, чтобы они не были рабами греху и беззаконию, но рабами правде во святыне.

[29] На Западе праздник Преображения Господня хотя и праздновался издревле в некоторых церквах, но до времен папы Каллиста III у католиков не было праздника Преображения, в смысле праздника общепринятого и торжественного. Этот праздник в католической церкви учрежден только в 1457 г. папою Каллистом III, и поводом к тому послужило следующее обстоятельство. Султан Магомет II, по взятии Константинополя, вознамерился завоевать Белград, где укрепился Гуниад, военачальник венгерского короля Ладислава V. Силы были неравные, но христиане именно 6 августа 1456 г. одержали полную победу. Папа Каллист III, учредив праздник, установил для него особый чин богослужения, отправляемый и поныне.

[30] Уже в IV веке святая равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фаворе храм в честь Преображения Господня. В конце XI в. крестоносцы, овладев Палестиной, нашли на Фаворе несколько храмов и монастыри и обратили их в католические. При завоевании в конце XII в. Палестины сарацинами, Фаворские святыни были разрушены. Долгое время святая гора оставалась необитаемой, и только в день Преображения православные и католики совершали на развалинах своих бывших храмов богослужение. В 1849 г. патриарх Иерусалимский Кирилл II начал хлопотать перед турецким правительством о дозволении построить храм на Фаворе. Разрешение последовало только в 1860 г. Храм сооружен на развалинах древней греческой церкви. Над дверью храма надпись по-гречески: “На развалинах древнего на горе Фаворе священного храма, Божественного Господа и Спаса нашего Преображения, сооружен богопромыслительно храм сей попечением блаженнейшего патриарха Иерусалимского Кирилла II, иждивением общества Всесвятого Гроба,” — В России также есть память о славном Преображении Господнем на Горе Фаворе. В московской Скорбященской церкви и в церкви села Новоспасского (оно же Деденево, Московской губ.) хранятся камни с горы Фавора, привезенные еще очень давно. Есть основание думать, что эти воспоминания о священной для христиан горе не единственные в наших храмах.

[31] Обычай этот имеет и такое назидательное значение.

Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов; сам по себе человек не чист и греховен и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божия, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, он духовно созревает, и как “пшеница зрелая, во время пожатая” (Иов. 5:26), приемлется в житницу небесную, в горния обители Отца Небесного.


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!