Есть много праздников,
которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний
праздник - Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт
с собой веру, надежду и любовь.
Воскресение день, просветимся торжеством!
Первый и самый великий праздник в новозаветной церкви, это праздние Пасхи
или Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила молодая
женщина у иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел на неё и задумаслся.
А потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему
за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал
приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно."
Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на батюшку.
Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был устремлён далеко-далеко.
"Вам больше всего в жизни желаю приблизиться к пониманию того, что
такое Пасха," - сказал он и пошёл дальше.
Пасха! Как же произошло это событие? В глубокое утор третьего дня по смерти
Христовой произошло великое землетрясение, и Господь расторг врата адовы
и Своим божественным всемогуществом воскресил Своё человечество и положил
основание нашему воскресению. Сошёл с неба ангел и возвестил людям о воскресении
Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень,
он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано,
когда было ещё темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать
миром тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария
Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба. Подавленная
тяжкой мыслью: где же Господь, - она устремляется к апостолам Петру и
Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им. Те пошли осмотреть пещеру
и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы,
пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов,
входят во гробю и слышат от ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми?
Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее,
скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас
в Галилее; там Его увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять
подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул
в пещере: она видит двух ангулов, в белом облачении сидящих: одного у
главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: "Жено!
Что плачешь?" - "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили
Его!". В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала
Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: "Жено! Что плачешь,
кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если ты взял Его, скажи
мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" - сказал
ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась
к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикосайся ко
Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко
Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему."
Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха есть день радости христианской.
Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот
даровав.
Для жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах: будем
жить вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для нас, смертных!
Чего же нам, после этого, бояться смерти? Преемственность дня и ночи,
ежегодное обновление природы весной, - всё это создано для того, чтобы
наглядно и живо представить нам наше будущее воскресение.
Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов
и весей. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения,
театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали
только бани. "Кругом, - вспоминает современник, - делалось тише,
скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было
видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной...
и уже нет мяса и в помине. Утром за чаем - сахар постный разноцветными
кубиками, изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами
из коринки. И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой,
суровой зимой". Канун самой строгой последней недели поста - Страстной,
когда в воздухе уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится на
Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных
храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание
о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи.
В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой".
Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду
пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой,
с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый
стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа
до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то
покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели. В праздничной
толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих,
летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали
для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище
взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались
своих кошельков, часов и бумажников. Ближе к праздничному дню начинались
хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки
свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах
еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка
от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два
до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание
тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения. Люди убирали
дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали
пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Для крашения
яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом пасхальные
яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из
этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных
яиц из разных мест России! Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой
на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и гостями,
приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е.
без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость,
появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом,
то зеленым, то белым атласным... В витринах же булочных и пекарен красовались
куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы".
Но как ни хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли освящать
только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и купеческая
и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому
в праздники для хозяек наступала страда - надо было испечь куличи, приготовить
пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла
из двух десятков человек. А еще "парадная" пасха для гостей,
пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные" пасху
и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу
хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е.
пасхальной недели. Задача не только кулинарная, но и математически сложная!
Кроме "священной" готовилось еще много других пасх "для
еды" по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные,
шоколадные и фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже
делались солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались,
- вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой кисейкой,
остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как весело было
ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную пробовали
у дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич ели... у Домны
Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную пасху пробовали и
фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."
Пасхальное утро начиналось с веселого перезвона церквей - "просыпаюсь
радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске веселый звон... сразу
не могу понять, отчего такой блеск и звон и вдруг вспоминаю: да это Пасха!
Яркое утро - солнце и пасхальный звон!". Трезвонили у Казанской,
у Ивана-Воина, у Николы в Пыжах и дальше по всей Москве. И всех желающих
звонить - Пасху славить - пускали в этот день на колокольни. Повсюду устраивались
красочные и шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые исторические
драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые оркестры,
взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном флагами и гирляндами
Манеже на открытых подмостках выступали фокусники, акробаты, куплетисты
и хоры песенников. Иногда на пасхальной неделе в Манеже открывалась очаровательная
цветочная выставка, о которой старожилы с удовольствием вспоминали и полвека
спустя. Колоссальная внутренняя площадь Манежа бывала вся в цветах, клумбах,
декоративных растениях и благоухала тонкими разнообразными ароматами;
а так как это бывало в раннюю пору весны, когда на улицах лежал еще грязный
и мокрый тающий снег, то впечатление от этого необычного, громадного цветника
было очень радостным. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях
- в России очень любили щеголять породистыми рысаками и всего охотнее
делали это на праздничных гуляньях. Немало находилось и любителей верховой
езды, и в их числе многолетний "хозяин" Москвы - генерал-губерна-тор
В.А. Долгоруков, сопровождаемый блестящей свитой. А на всем протяжении
разъезда стояло множество зевак, любовавшихся красивым зрелищем. И, конечно
же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились
дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни,
сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники -
ведь в народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения странствует по
земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого".
Нина Дорохова
источник: kulina.ru |