Триодь Цветная


на головную страницу сайта





 

Неделя святых жен Мироносиц и Иосифа праведного (3-я по Пасхе)

В эту неделю церковные службы заимствуют содержание свое из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа святым женам Мироносицам. Это всерадостное явление Господа было первое, по возстании Его из гроба, и потому прославляется Церковью в настоящее время, как несомненное доказательство Его воскресения. В числе Мироносиц в Евангелии уиоминаются следующия: Мария Магдалина (см. 22 июл.), Мария Клеопова или Иаковля (Иоан. 19:25), Саломия (Мар. 15:40-41, 16:1-8), Иоанна (Лук. 8:3, 24:10), Марфа и Мария — сестры Лазаря (Лук. 10:38-42, Иоан. 11:1-45), Сусанна (см. Лук. 8:3). Кроме этих семи жен Мироносиц, "и иные множайшия бяху, яже бяху служащия Христу и учеником Его от имений своих." Святые жены Мироносицы и обстоятельства явления им воскресшего Господа прославляются в стихирах и тропарях канона в третью неделю по Пасхе и во все дни этой седмицы, и потому она называется неделей святых жен Мироносиц. Кроме святых Мироносиц, в церковных песнопениях настоящей недели прославляются Иосиф Аримафейский и Никодим, тайный ученик Спасителя (см. 2 авг.). По объяснению Синаксаря, святые жены Мироносицы были "первые и неложные свидетельницы воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине недожным свидетелям погребения вместе с женами, видевшими воскресение, и установлено праздновать после первого уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось, как говорит святой евангелист, через восемь дней."

Призывая своих чад в нынешний день восхвалять "Иосифа чудного купно с Никодимом, и Мироносицами верными," святая Церковь в своих песнопениях этого дня преимущественно прославляет Господа нашего Иисуса Христа, внушая нам тем самым, что Он для нас всегда должен быть первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления. Так как святых Мироносицы были свидетельницами не только воскресения Спасителя, но и Его страданий, смерти, и погребения, то и святая Церковь в своих песнопениях воспоминает "страсти" Спасителя и, обращаясь к Нему, воспевает: "заушен нас ради, и оплеван был еси, Иисусе, от беззаконников," "оцта и желчи, Спасе, напоен был нас ради," "в животворные ребра копием прободен был еси," "вменился еси в мертвых," "во гробе положен еси."

Но эти скорбные воспоминания страданий и смерти Спасителя обильно сорастворяются утешительным указанием на спасительные для нас плоды креста Спасителя и радостью об Его воскресении. "Где — восклицает святая Церковь, — твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? сокрушился еси оживлением Воздвигшего мертвыя;" "да веселится Сион, да радуется и небо, воскресе Христос, мертвые воздвигнувый." Даже тропари этой недели ("Благообразный Иосиф," "Мироносицам женам"), будучи заимствованы из службы Великой субботы, когда они выражали преимущественно благочестивую скорбь и лишь только предчувствие торжества, в эту неделю тоже дополняются радостным указанием на совершившееся воскресение Спасителя (см. ниже, окончания этих тропарей). Чрез такое сопоставление скорбных и радостных воспоминаний в церковных песнонопениях этого дня с особенной силой оттеняется душевное состояние святых жен, восприявших по воскресении Спасителя "вместо плача радость неизглаголанную," а рав но глубже запечатлевается и в наших сердцах эта "радость неизглаголанная" о Христовом воскресении, "имже просветишася всего мира концы."

Примечание. Прибавляемые на утреннем каноне к воскресным песням пасхального канона богородичны (см. 4 прим. на 653 стр.), воспевающие чудо воскресения Христова, но обращенные к лицу Богоматери (поемые и во дни Светлой седмицы, кроме первого), — являются в неделю Мироносиц, как нарочитая особенность Богослужения, ибо отселе, как видно из церковного Устава, заимствуются и в другие службы и, заключая собою общий пасхальный канон, предшествуют песням в честь святых Мироносиц. Ясно, что, принимая участие в радости Мироносиц, святая Церковь считает своим долгом приветствовать первее с этого радостно Ту, сердцу Которой она ближе всего. (Рук. д. с. п. 1892,15).

Молитвословия дня

Тропарь (воскресный 2 гл.), — см. Великую субботу.

"Слава." Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Твое тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханми во гробе нове закрыв положи: но тридневен воскресл еси Господи, подаяй мирови велию милость,

"И ныне." Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд; но возопийте воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Кондак, гл. 2. Радоватися мироносицам повеллл еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

Утреннее Евангелие. 3-е.

Апостол. Деян. 6:1-7; 16 зач.

Евангелие. Мар. 15:43-47, 16:1-8, 69-70 зач.

На вечерне воскресенья и пятницы и на утрене среды на стиховне поется: "Тебе одеющагося."

"Аще храм святых жен Мироносиц, на малей и велицей вечерни, и на утрени, и на литургии поем во всем подобие, якоже великомученику Георгию (см. Мр. гл. в Уст. и ср. 48 храм, гл.); точию на вечерни паремии чтем, писаны в неделю всех святых; на утрени по полиелеи величание поем сице: Величаем вас святые мироносицы, и чтем святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Псалом: Блажен муж бояйся Господа, и прочая" (Уст.).

Вся следующая третья седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящена попразднтву недели святых жен Мироносиц.

С 4-й недели по Пасхе до праздника Вознесения Господня прославляются в службах церковных и воскресение Христово и некоторые обстоятельства Евангельской истории, в которых с особенной ясностью открылось людям Божественное могущество Иисуса Христа как Мессии, так что видевшие дела Его должны были уверовать в воскресение Христово.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!